50-летие со дня смерти Ю. П. Спегальского
17 января в 12. 30 - возложение цветов на могиле архитектора-реставратора Ю. П. Спегальского (кладбище Жён Мироносиц) 15.00 - экскурсия по Мемориальному музею-квартире архитектора-реставратора (Октябрьский пр-т, д. 14, кв. 74). Вход свободный
Юрий Павлович Спегальский известен как выдающийся знаток древнего Пскова, архитектор, реставратор, художник, автор книг о зодчестве псковских мастеров, неутомимый труженик, отдавший свой талант и силы родному городу.
Родился Юрий Павлович Спегальский в Пскове 3 июня 1909 года. Его отец, Павел Константинович Спегальский, был строительным рабочим, лепщиком. Отеца погиб в Первую Мировую войну.
В школе он основывает краеведческий кружок, где делает доклады, одновременно учится рисованию. В 1928 году Спегальский поступает в Академию художеств, в следующем году, в связи с реорганизацией Академии, он оказывается на архитектурном факультете Инженерно-строительного института. Уезжая в Ленинград, он оставляет коллекцию предметов псковской старины в Псковском музее-заповеднике, где они, однако, не сохранились. К счастью, сохранились прориси находок, которые он всегда сам делал с увлечением. После окончания института, с 1936 года Спегальский работает в отделе охраны памятников при Леноблисполкоме, обследует многие памятники древнерусской архитектуры, в том числе в Пскове.
В 1939-1940 годах Юрий Павлович занимается исследованием Кирилло-Белозерского монастыря, восстанавливает в Пскове Гремячью башню и Вторые палаты Меншиковых. Во время Великой Отечественной войны он по заданию исполкома Ленгорсовета в составе бригады верхолазов занимается маскировкой высотных объектов. В Ленинграде во время блокады он делает блистательную серию рисунков "По Пскову XVII века", где строго научная реконструкция памятников сочетается с мастерством тонкого графика. Работа эта была представлена на выставке 1944 года и вызвала восхищение специалистов. Уже тогда Спегальский обдумывает концепцию архитектурного заповедника, которую он впоследствии применит при научном восстановлении Пскова.
После немецкой оккупации и активных военных действий Псков был почти полностью разрушен и новая планировка проводилась с учетом выработанной Спегальским концепции. В древнем Пскове улицы располагались так, чтобы храмы были хорошо видны, занимали центральное положение. Важно было, чтобы в восстанавливаемом Пскове храмы не оказались на задворках кварталов, чтобы их окружали бы со-масштабные здания, чтобы они не заслонялись зелеными насаждениями, иными словами, чтобы архитектурная среда памятника подчеркивала бы его своеобразие, изначально воспринимаемый и заложенный масштаб. Для исторической части города Спегальский составляет эскизные проекты двух-трех-этажных домов, которые бы гармонично вписались в окружение памятников. Было восстановлено и древнее расположение улиц уже при новой их застройке, что было также частью концепции Ю. П. Спегальского. Необходимо отметить, что в 40-е годы подобный подход находил многих противников: приходилось бороться с теми, кто "утверждал новое" и принижал ценность старинной архитектуры для социалистического города.
После войны многие древние памятники находились в катастрофическом состоянии и Юрий Павлович проявлял исключительную изобретательность в их консервации, спасая их для будущих реставрационных работ. Спегальский занимался не только реконструкцией и реставрацией храмов и гражданских сооружений Пскова, он стремится восстановить быт псковского средневековья. В частности ему принадлежат опыты реконструкции изразцовых печей, керамических киотов, интерьеров.
Многие подлинные жемчужины древнего Пскова, возрожденные из руин и ставшие достоянием послевоенных поколений - дело его рук, воплощение его любви к родному городу.
Юрий Павлович Спегальский скоропостижно скончался 17 января 1969 года. На его рабочем столе остались недописанные рукописи, - работу он никогда не прерывал. Всю свою жизнь он посвятил сохранению исторической памяти своего народа.