Мониторинг объектов культурного наследия. Ансамбль Преображения церкви, 1758-1763 гг.
Обследование объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Преображения церкви, 1758-1763 гг.", расположенного в Псковской области, Новоржевском районе, д. Вехно, было произведено специалистами НПЦ в конце августа 2018 г.
Преображенская церковь в Вехно относится ко второй половине XVIII века - времени перехода к новому стилю-классицизму. Это один из наиболее совершенных храмов типа "восьмерик на четверике" земли Псковской. В нем сочетаются черты барокко с элементами стиля классицизма (решение планировочной структуры).Церковь расположена на возвышенном берегу озера Вехно. В летнюю пору она утопает в зелени разросшихся деревьев.
Доминирующей частью архитектурной композиции является основной объём храма - мощный четверик с возвышающимся над ним восьмериком, восьмигранной кровлей, малым световым восьмигранным барабаном с возвышенной граненой кровлей и металлическими главою и крестом.
С запада к четверику примыкает трапезная с оконными проемами, размещенными в двух ярусах. К западному фасаду трапезной также примыкает трёхъярусная колокольня со шпилем. Она уравновешивает общую композицию, подчеркивая ее вертикальный характер. С востока к основному объёму примыкает, примерно на половину его высоты, апсида. Отсутствие приделов делает эту композицию строго симметричной, её планировочная структура вытянута от востока к западу: апсида, четверик, трапезная, колокольня.
Фасады основного объема четверика и притвора декорированы лопатками. Эти лопатки, размещены по краям стен, соединены между собой многообламным карнизом. Оконные и дверные проемы оформлены наличниками. Завершение наличников имеет ограненную форму, с тремя остроколиками. Все детали наличников массивные, выполнены в высоком рельефе и создают на фасадах живописную игру свето-тени.
В церкви сохранился деревянный 3-ярусный иконостас. Он в виде сплошной стены с основанием и в центральной части сложной формы завершением, увенчанным резным Распятием с предстоящими. Иконостас обильно украшен резьбой высокого рельефа, рокайльного характера. Резьба сосредоточена, в основном, на рамках икон, царских дверях, колоннах и пилястрах. На южной и северной стенах четверика висят иконы XVIII в., в разных ажурных рамках вверху по две головки ангелов отличной ручной работы.
По итогам мониторинга выявлены дефекты, все разрушения запротоколированы и составлен акт технического состояния объекта, признанного удовлетворительным.