Стрит-арт в пространстве современного города – искусство или вандализм?
Размышления на предмет недавних споров о месте стрит-арта в Пскове. Автор - Валеева Н.А.
Город, как и любой организм, живёт во времени, меняется в нём, где-то разрастается, где-то – угасает. Проживая свою историю, пространство города подстраивается под человека. Город буквально своим «телом» отвечает на изменения социального пространства, меняя пространство физическое.
Тело города – это далеко не только трассировка уличной сети, застройка кварталов, наполненная жилыми коробками, офисными зданиями, производственными помещениями и складами, зелёными островками, местами и памятниками культурной жизни. Это растущее тело с течением времени начинает покрываться будто прыщами, а затем – морщинами, разнообразием дорожных знаков, указателей, качественной и не очень рекламой, хулиганскими надписями и прочим малоприятным глазу наполнением.
Как прыщи или морщины, которые остаются на человеческом лице, это наполнение оставляет отпечаток на лице города. Неизгладимый. Однако существует искусство, которое в большинстве своем не признаётся и вызывает устойчивое отторжение у некоторых групп горожан, но которое существенным образом скрашивает морщины и шрамы тела города. Это – стрит-арт : настенные рисунки, рисунки в общественных местах и на различных объектах, уличные инсталляции, стикеры, постеры и др.
Безусловно, как и любое искусство, оно крайне субъективно, противоречиво и неоднозначно. Но говорить о плохом стрит-арте мне не хотелось бы потому только, что каракули от произведения могут отличить все, и границу между ними проводить – дело неблагодарное. А хотелось бы поговорить именно о добротном, качественном, художественном стрит-арте, который освежает город, даёт ему дополнительное пространство, раскрашивает его в иные тона.
Стрит-арт беспроигрышно смотрится на зданиях современных минималистичных жилых комплексов, серых бетонных заборах российских городов, проржавевших гаражах, стенах заброшенных производственных предприятий… НО его нет больше нигде. Подобное местоположение стрит-арта объясняется тем, что это искусство в России всё ещё загнано в андеграунд. «Стрит-арт – это незаконно». «Это вандализм, а не искусство!». Подобные фразы живы, имеют место быть, и как с любым искусством будут звучать ещё лет 50 – 70, пока не будет признано, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО искусство.
И тут встаёт извечный вопрос, что есть искусство, по какому параметру те или иные творения признаются в качестве произведений искусства. На эту тему написано достаточно много работ, но хочется привести цитаты Маршии Итон из работы «Искусство и неискусство» . М. Итон пишет: «Искусство – те объекты, которые попадают в «художественный мир» путём конвенционализма и признания». То есть, общество на первом этапе должно просто договориться и признать присутствие объекта, начать говорить о нём открыто. Если мы имеем в виду стрит-арт, необходимо признать эти росписи, позволить им находиться не только на облезлых воротах местных гаражей. Общество же позволяет, например, выставки учащихся художественных школ, которые в целом ещё очень далеки от общественного признания.
Однако подвижки в этом направлении имеются. Можно говорить о том, что столичные города России уже начали признавать стрит-арт. В Москве с 2018 года прошло уже несколько выставок художников-граффистов: выставка «Покрас Лампас / Жизнь / одного художника. Вход свободный» (сентябрь), выставка Шепарда Фейри (сентябрь), первая выставка Бэнкси (июнь). Несколько лет подряд в Санкт-Петербурге проводятся фестивали, посвящённые культуре стрит-арта.
В 2019 году уже несколько провинциальных городов повернули своё лицо к этой новой культуре: город Урюпинск Волгоградской области проводит фестиваль «Artemoff 2019» , целью которого станет рассмотрение работ из портфолио художников, лучшим из которых позволят воплотить масштабную работу на торце пятиэтажного дома. В Свердловской области в городе Полевской силами художников-граффистов удалось создать музей под открытым небом – ребята воплотили 3-д изображения артефактов, связанных с историей города. В Екатеринбурге пошли ещё дальше, помимо разрешения стрит-арту «выйти из подполья», власти города решили взять под охрану объекты уличного искусства .
Все эти события говорят нам о том, что наступает время новой художественной традиции, которая и определяет значимость и ценность вещей. Рисунки древних катакомб, оставленных первыми христианами, будь они созданы сейчас, по нашим современным меркам, были бы названы не чем иным, как хулиганскими рисунками вандалов. Однако пришло время христианской традиции, и это уже не просто рисунки, а святыня. Простите меня за столь грубое сравнение, однако, что-то общее в этом уловить можно.
Истинная причина, по которой пишется данное эссе, заключается в проблеме, которая недавно была поднята на заседании Научно-экспертного совета при Комитете по охране объектов культурного наследия Псковской области. Группа художников предложила Совету на согласование карту, на которой были отмечены здания, фасады которых предполагалось покрыть рисунками в преддверии Ганзейских дней. Все здания, представленные на утверждение, не являлись памятниками культурного наследия и представляли собой элементы жилой городской застройки. Но находились они в границах исторического поселения г. Псков. И встал вопрос, насколько правомерна в данном случае будет их деятельность, не будут ли рисунки портить облик города и искажать городские панорамы и видовые связи с памятниками архитектуры.
В целом художники получили одобрение на проведение подобных работ, но с многочисленными условиями вплоть до утверждения каждого эскиза из 13 задуманных рисунков.
Вы представляете себе, чтобы где-то в Европе, или в Америке художники-граффисты спрашивали у общественных советов, пусть даже и экспертных, или у органов исполнительной власти разрешение на воплощение своих замыслов? С 13.00 до 17:00 они утверждают эскиз, согласовывают документацию, совещаются на предмет стойкости своих красок… в намеченный день и час приступают к работам. Такого нет! Это новая культура и новая традиция. Меня берут большие сомнения относительного такого подхода к делу, но, тем не менее, посмотрите на тела этих городов. Да они прекрасны! И их больше портит реклама, как и (и тем более) облик российских городов, чем эти рисунки. Вот с чем стоило бы бороться в первую очередь.
Второй момент, который меня поверг в шок, как присутствующую на заседании, это вопрос об ОБРАЗОВАНИИ этих ребят. Вы серьёзно?! Спросите у знаменитого теперь на весь мир Бэнкси о его дипломах. И с каких самых пор дипломы говорят о таланте художника?! Фразу «Современное искусство - это не искусство» в этой связи даже обсуждать не хочется.
Резюмируя вышесказанное, хочу отметить, что стрит-арт – это новый виток в истории художественных течений и искусства в целом. Это непреодолимая сила, которая выйдет из андеграунда и покроет города своими «татуировками». Да, будут как приятные вашему глазу вещи, так и те, которые вы назовёте срамом и низкопробными рисунками школьников. Но когда пройдёт время, сформируется традиция, течения и школы стрит-арта, тогда разговор изменит тона и будет пролегать совсем в иных плоскостях.